Размер шрифта: A A A
    Изображения Выкл. Вкл.
    Цвет фона Ц Ц Ц
обычная версия
Главная Стажировочная площадка

Стажировочная площадка педагогов-психологов

дошкольных образовательных учреждений

города Курска и Курской области

(10.02.2016)

10 февраля 2016 года прошёл семинар-практикум педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений города Курска и Курской области.

Тема семинара: "Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и детьми по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста"

На семинаре были представлены:

Непосредственнообразовательная деятельность

по образовательной области "Познавательное развитие"

в группе оздоровительной направленности для детей 6-7 лет

"Мы будущие первоклассники"

педагог-психолог Шаламова А. Н.

1245681011

Взаимодействие педагога-психолога и учителя логопеда

с детьми 4-5 лет по профилактике нарушений речи в сенсорной комнате

(видеофильм)

педагог-психолог Шаламова А. Н.,

учитель логопед Коршикова В. Н.

Элементы кинезиологии,

используемые в работе по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста

(видеофильм)

педагог-психолог Шаламова А. Н.,

инструктор по физической культуре Силакова О. В.,

педагог дополнительного образования по хореографии Ксенз А. П.,

воспитатель Кабанова Н. Н.

Мастер-класс

с участниками стажировочной площадки

"Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и детьми

по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста"

педагог-психолог Шаламова А. Н.,

инструктор по физической культуре Силакова О. В.,

педагог дополнительного образования по хореографии Ксенз А. П.

 42434445a4647

Презентация "Документация педагога-психолога ДОУ"

педагог-психолог Шаламова А. Н. 

Основная документация педагога-психолога ДОУ

Консультация для педагогов-психологов  ДОУ

Основные принципы документации

  1. основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
  2. охватывать все виды работ педагога-психолога;
  3. отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
  4. быть ориентированной на учёт отдельных единиц деятельности;
  5. отражать определенную периодичность деятельности психолога;
  6. ориентироваться на деятельность психолога как наиболее приближённого к ребенку и семье;
  7. обладать определенной унификацией;
  8. быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.

Виды документации, регламентирующей  деятельность педагога – психолога

  1. законодательно-правовые акты и нормативные документы;
  2. специальная документация;
  3. организационно-методическая документация.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

  1. Международные (Конвенция о правах ребенка)
  2. Федеральные
  3. Региональные
  4. Локальные (Устав  организации)

Федеральные нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. ФЗ от 24 июля 1998г. №124 – ФЗ«Об основных гарантиях  прав ребёнка в РФ».
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13. Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564
  4. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования"
  5. Приказ Минздравсоцразвития  России №761н от 26 августа 2010 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 24.12. 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»
  7. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69
  8. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования».
  9. Приказ от 20 сентября 2013 г. №1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комисси".
  10. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408)
  11. Глава 19 Трудового кодекса РФ "Об отпусках".
  12. ПП РФ от 10 июля 2013 г № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации".
  13. Письмо Министерства образования РФ  от 16.01. 2002 г. N 03-51-5 ин23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

Региональные  нормативные документы

  • Закон Курской области от 9 декабря 2013 года №121-ЗКО "Об образовании в Курской области"
  • Положение Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения на основании приказа комитета образования и науки Курской области.
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиумемуниципального казенного дошкольногообразовательного учреждения«Детский сад присмотра и оздоровления №77»

Специальная  документация

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

Общий раздел

  • данные ребёнка
  • жалобы
  • анамнез
  • поведение во время обследования
  • сформированность регуляторных функций
  • оценка деятельности в момент обследования
  • развитие когнитивной сферы, ВПФ
  • характеристика ЭЛС, межличностных  отношений

Специальная часть

  • психологический диагноз
  • вероятностный прогноз развития
  • рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка

4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: 

  • заключения,
  • коррекционные карты,
  • протоколы. 

Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация

1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.

Циклограмма

Вид деятельности

Время на проведение

Время на подготовку, обработку

Диагностика

Индивидуальное и групповое консультирование

Индивидуальные занятия

Групповые занятия (с детьми, педагогами, родителями)

Психопросвещение

Другие виды работ

Организационно-методическая работа

Итого

2. График (расписание) работы.

План работы на неделю

Дата

Планируемые мероприятия

Время и  место проведения

Примечание

Дни недели

3. Годовой план работы.

Структура годового плана

Вид деятельности

Контингент

Цели и задачи

Сроки

Предполагаемый

результат

 

                                   контингент

вид деятельности

дети

родители

педагоги

педагог-психолог

Диагностика

                                                                                         

Коррекция 

                                                                                         

Развитие (просвещение)

                                                                                                                                                                                   

Консультирование

                                                                                                                                                                                   

Экспертная работа

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Просветительская работа

                                                                                                                                                                                   

Проектная  деятельность

                                                                                                                                                                                               

Организационно-методическая работа

                                                                                                                                       

4. Журналы учета видов работы:

  • Диагностика

Дата, время

Ф.И.О.

возраст

От кого поступил запрос

Характер

диагностики

Примечания

рекомендации

  • Консультирование

п/п

Дата и время

проведения

Консультируемые (код)

Повод

обращения

Проблемы (выявленные)

Динамика изменений

Примечание

 

Консультируемые (код)

Повод обращения

М

Мальчик (юноша)

В

Проблемы, связанные с воспитанием в семье)

Д

Девочка (девушка)

П

Проблемы, связанные с поведением

Р

Родитель

Э

Эмоциональные проблемы

О

Опекун (лицо, замещающее родителей)

У

Определение уровня актуального развития

П

Педагогический работник

Р

Проблемы, связанные с развитием речи

С

Социальный работник

Ом

Определение дальнейшего образовательного маршрута

А

Представитель администрации ДОУ

В

Сотрудник органов внутренних дел

3

Работник учреждения здравоохранения

  • развивающая и коррекционная работа (индивидуальная)

Дата

С кем проводится занятие

Тема занятия

Примечание

  • развивающая и коррекционная работа (групповая)

Дата

С кем проводится занятие

Тема занятия

Примечание

+список участников

  • просветительская работа

Дата проведения

Категория слушателей

Форма  мероприятия

Тема

Примечание

  • организационно-методическая работа

Дата проведения

Цель проведения, форма

Примечание

Журналы учёта видов работы:

  • позволяютотслеживать ежедневные  разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года;
  • позволяют отслеживать наличие всего объёма информации позволяет успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчётные статистические данные;
  • являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога;
  • заводятся на  каждый вид деятельности;
  • допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности

5. Программы коррекционно-развивающих занятий.

  • актуальность,  цель
  • задачи
  • адресат
  • содержание
  • срок реализации
  • планируемые результаты 

Тематический план занятий

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм  работы, упражнений

6. Альбом диагностических методик.

7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал

8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

9. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Годовой отчёт состоит из качественного  анализа и статистической справки. Годовой отчёт должен:

  • отражать все виды деятельности в соответствии с  годовым планом работы и журналом учета;
  • включать  качественно-количественные показатели по направлениям деятельности;
  • указывать  возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года;
  • учитывать  новые инструментально-методические средства, прописывать перспективы дальнейшей работы;
  • соблюдать принцип анонимности  и конфиденциальности.

Качественный анализ

  • Цели, задачи, направления  работы за прошедший учебный год.
  • Анализ результатов психологического мониторинга
  • Анализ деятельности в рамках ПМПк ДОУ
  • Анализ коррекционно-развивающей работы
  • Обобщенный анализ консультативного приема
  • Анализ просветительско-профилактической деятельности
  • Выявленные проблемы, причины их возникновения, условия и методы их решения.
  • Цель и задачи работы на следующий учебный год

Статистическая справка

Дети

родители

педагоги

3-4

4-5

5-6

6-7

Индивидуальных обследований

Индивидуальных консультаций

Групповых консультаций

Групповых диагностик

Индивидуальных коррекционных занятий

Групповых коррекционных занятий

Количество посещений детьми групповой коррекции

Участие в проведении консилиума

Проведение семинаров

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok