Размер шрифта: A A A
    Изображения Выкл. Вкл.
    Цвет фона Ц Ц Ц
обычная версия
Главная Стажировочная площадка

Стажировочная площадка  

инструкторов по физической культуре

дошкольных образовательных учреждений

города Курска и Курской области

(25.11.2015)

25 ноября 2015 года прошёл семинар-практикум инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений города Курска и Курской области.

Тема семинара: "Использование кинезиологических методик для развития детей дошкольного возраста"

На семинаре были представлены:

Обобщение педагогического опыта по теме

"Использование кинезиологических методик для развития детей дошкольного возраста"

инструктора по физической культуре Силаковой О.В.

воспитателя Кабановой Н.Н.

педагога-психолога Шаламовой А.Н.

педагога дополнительного образования Ксенз А.П.

педагога дополнительного образования Кураш О.Н.

1. Актуальность

«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»

(Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг  в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

26По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Как давно известно, ползание в младенческом возрасте играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия.

28Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Кинезиология  с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

27Для детей дошкольного возраста основной средой жизнедеятельности является детский сад, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, необходимо создание условий развивающе-воспитательной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья, что является базой для формирования способностей, памяти, речи, мышления и моторики старших дошкольников. Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у детей позитивное восприятие мира и самого себя.

Развивающая кинезиологическая программа как нельзя лучше справляется с этими задачами, что подтверждается многолетним опытом, описанным в трудах лучших педагогов.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.И. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны специальные упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга. 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Нами была поставлена цель педагогической деятельности:

Работа по кинезиологическим методикам с целью активизации  различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий у дошкольников.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить уровень профессиональной компетентности педагогов по теме, провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

2. Определить уровень развития межполушарного взаимодействия у детей.

В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата).

3. Подборать программно-методическое обеспечение.

За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

4. Обучение педагогов.

Были созданы проекты по различным кинезиологическим методикам и вариантам их использования на занятиях и в режиме дня:

  • «Гимнастика мозга»;
  • «Кинезиология в режимне дня»;
  • «Кинезиология под музыку»;
  • «Кинезиология против стрессов»;
  • «Образовательная кинезиология для развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста»;
  • «Кинезиология для детей».

Идея проектов была донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета.

Показаны презентации:

  • презентация авторской методики  Пола  Деннисонна "Гимнастика мозга";
  • презентации проектов;
  • презентация опыта работы "Кинезиология для детей".

Были проведены мастер-классы для педагогов и воспитателей:

  • мастер класс по освоению   работы с детьми по  авторской методике  Пола  Денниссона "Гимнастика мозга" 
  • мастер класс "Современные формы кинезиологических гимнастик"

Была создана картотека с различными комплексами кинезиологических упражнений:

  • кинезиологические сказки;
  • кинезиологическая зарядка в стихах “Весёлая неделька”;
  • кинезиологические упражнения под музыку;
  • психофизиологические коррекционные упражнения для снятия стрессов; для развития левого полушария; для развития правого полушария; для развития межполушарного взаимодействия;
  • пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 5—7 лет;
  • комплекс упражнений «Гимнастика мозга»;
  • схемы для зеркального рисования.

5. Проведение работы с родителями.

На собрании родители посмотрели презентацию и мастер-класс, где сами попробовали сделать данные упражнения. Были составлены комплексы упражнений по кинезиологии, которые родители могли выполнять дома вместе с детьми. На сайте детского сада был представлен материал по кинезиологическим проектам. 

Для реализации программы по теме был создан план.29

На развитие головного мозга влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

  • Растяжки  - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений - развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнения для релаксацииимассаж - способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

30Так же в плане были определены места реализации - это занятия, режимные моменты, прогулки и др. виды деятельности.

В плане отражена система реализации плана:

  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами
  • Обеспечение творческой направленности

31Так же был составлен план внедрения кинезиологической программы:

  • с основными направлениями работы;
  • упражнениями и заданиями по направлениям;
  • сроками реализации.

Для успешной реализации кинезиологической программы необходимо:

  1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
  2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
  5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
  6. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Заключение и выводы

Выполнение кинезиологических упражнений требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга  новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.

Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока: 

1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (это - дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Их цель: повышение энергетики коры головного мозга. 

2. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (это - движения конечностями перекрёстно-латерального характера). 

Их цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной  асимметрии мозга.

3. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (это - движения и позы перекрёстного характера). 

Их цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами здоровья. Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Если кинезиологические  упражнения используются на предметных занятиях, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда дошкольникам предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический    комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это связано с тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария  и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений. Это позволяет нам сказать, что комплекс кинезиологических упражнений, систематизированных в кинезиологическую программу, является эффективным средством повышения интеллекта дошкольников. Поэтому мы считаем, что необходимо шире использовать его в практике работы с детьми дошкольного возраста. 

Огромная польза и привлекательность кинезиологии состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Мастер-класс

"Современные формы кинезиологических гимнастик"

(Проведение кинезиологической гимнастики с детьми 6-7 лет)

воспитатель Кабанова Н. Н.,

инструктор по физической культуре Силакова О. В.,

педагог дополнительного образования Ксенз А. П.,

педагог-психолог Шаламова А. Н.,

32333436373839404135

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok