Главная Родителям

Советы музыкального руководителя.

Консультация для родителей и воспитателей

«Музыку и песню в каждый дом»

Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве, научить волноваться и радоваться, слыша трель соловья, журчание ручья, видя, как человеческие руки создают прекрасное своим трудом, преображая природу и быт народа, не оставаться равнодушным к хорошей картине, памятнику архитектуры, к русской песне, к музыке.

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре.

К сожалению, многие из родителей еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка.

Павел Шивиц (Югославия) в своем докладе на IX международной конференции по музыкальному воспитанию сказал: "Моцартом может быть только Моцарт, но Моцарт в каждом может жить!" И как это верно! Это на нас, взрослых, лежит ответственность за то, чтобы каждый ребенок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребенок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у ребенка интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать музыку?

Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы его художественный вкус. А для этого наряду с другими видами детской деятельности отводить время знакомству с музыкой и песней.

Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

Если, например, отец, приходя домой, радуется тому, что вечером предстоит послушать концерт из произведений композитора Шопена, то и ребенок невольно проникается радостным ожиданием. Если после концерта отец увлеченно говорит, что прослушанное произведение Шопена - одно из лучших произведений композитора, отмечает напевность, простоту и ясность мелодии, то и ребенок, прислушиваясь к отцу, заражается его настроением. Пока ребенку еще не все ясно, чем восторгается отец. Но пройдет время, в день рождения сына мать подарит ему пластинку, прослушав её, ребенок вспомнит тот вечер, когда он услышал эту музыку впервые, и она не оставит его равнодушным. Теперь он узнает её, волнуясь и радуясь открытию знакомой для себя мелодии.

...Чтобы дорога была короче, дед с внучкой придумали игру. Дедушка пропевал мелодию без слов, а семилетняя девочка отгадывала, что это за песня. Затем они менялись ролями. Кто-то из окружающих заметил: "Хорошо, когда дедушка музыкант, уж он-то научит любить музыку". Он ответил: "А я вовсе и не музыкант. Музыку люблю смолоду. У нас в семье четверо детей было, и все играют - кто на гитаре, кто на баяне, а я - на мандолине и немного на фортепиано... А с чего это начиналось? Отец был простой крестьянин, любил на гармошке играть, на обыкновенной двухрядке. Мы еще маленькие, бывало, обступим его со всех сторон. Он играет и поет, и мы вместе с ним. С любовью пели все песни гражданской войны. Потом сами стали пытаться подбирать их на гармони. Отставал наш батя от времени, современных песен не знал, но и те, что мы пели, научили песню любить, музыку. Сейчас каждый у себя в семье отцовскую память хранит, любовь к музыке и песне по наследству как приданое передаем. И не беда, что специально не учились музыке: мы не успели, зато внуки учатся, а стремление к этому в них от нас заложено..."

Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятней становятся для них музыкальные образы. Музыка становиться их постоянным спутником жизни. Дети учатся слышать и слушать, понимать и любить её.

Дети, посещающие детский сад, получают музыкальное воспитание под руководством музыкантов-педагогов. Они увлеченно поют песни советских композиторов, народные песни, с большим удовольствием выполняют движения - танцуют, играют. Их учат слушать музыку. Затаив дыхание, дети ищут в ней знакомые образы действительности.

Родители должны интересоваться, чему учат ребенка на музыкальных занятиях в детском саду, что он поет. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду.

Малыш пришел из сада в хорошем настроении. Он все время пробует что-то напевать, но слов он не запомнил, и потому сочиняет на ходу свои. Оборви его, засмейся, и к нему не скоро вернется это настроение. Но если быть внимательным и бережным к настроению ребенка, то лучше ненавязчиво расспросить его о том, какую песню он пел сегодня, вспомнить её, спеть вместе с ребенком. Если песня для вас незнакома, обратитесь к воспитателю и музыкальному руководителю с просьбой дать её слова, разучите с ребенком текст, и вы увидите, что ваш ребенок с удовольствием будет исполнять и дома. Такие дети обычно выделяются среди ребят активностью на музыкальных занятиях, выразительным исполнением песен и т.д.

Интерес у родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребенка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребенок. Если он равнодушен, это плохо! Значит, музыка не стала его потребностью. И вина семьи и педагогов, что не сумели вовремя привить любовь к музыке. А ведь именно семья - главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки. Слушание музыки развивает у ребенка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических и этических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни.

Какие произведения можно рекомендовать для слушания детям? Это и русские народные песни и мелодии, которые ценны своей мелодичностью, напевностью, повторами мелодических рисунков, заставляющих ребенка волноваться и запоминать мотив. Они великолепны своим многообразием форм: это песни, исполняемые детьми, и игры, и хороводы, и народные мелодии в исполнении народных музыкальных инструментов. Выбирать надо наиболее доступные и выразительные песни, например: "Ивушка", "Во поле береза стояла", "У меня ль во садочке", "На горе-то калина", "Как на тоненький ледок", "Ворон", "Комарочек", "Журавель", "На зеленом лугу" и др.

Это и песни, и инструментальная музыка русских классиков, советских и зарубежных композиторов.

Как организовать детям слушание музыки?

Самым доступным средством является грамзапись. Почти весь репертуар, указанный в программе детского сада, записан на пластинки. В исполнении известных музыкантов, певцов, в оркестровом и хоровом исполнении, знакомые песни слушаются детьми с большим интересом. Слушая эти пластинки, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений.

Пусть дети узнают, что музыку пишут композиторы, пусть познакомятся и запомнят имена русских и советских композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, Д.Кабалевского, Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др. Пусть узнают некоторые музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, баян, балалайку, научатся различать их по звучанию. Через грамзапись им можно дать понятия "оркестр", "хор", познакомить с их звучанием.

Исключительные возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение.

По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие передачи, как: "Радио - малышам", "Композитор - детям", "Сказка за сказкой", "Угадай-ка", "Пойте вместе с нами", "Музыкальная шкатулка". И это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Великолепны и радиооперы для детей. Этот жанр радиопередач в лице детей находит благодарного слушателя. Дети вместе с родителями с удовольствием слушают радиооперы "Морозко" М.Красева, "Петя и волк" С.Прокофьева, "Белоснежка и семь гномов" Э.Колмановского и многие другие.

Как организовать слушание ребенком радиопередач?

Слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами и потому требует от слушателя активного воображения, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать соответствующую обстановку, помогающую ему сосредоточиться. Не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. В это время ребенок не должен играть, заниматься своими делами: он должен только слушать.

Такие занятия приносят успех тогда, когда родители знают заранее о передаче, когда к ней готовятся сами и готовят детей: подбирают литературу, иллюстрации, ведут разговор о предстоящей передаче.

Голубой экран позволяет ребенку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности, нотной грамотой. Это способствует музыкальному развитию детей. Вовремя будьте рядом с ребенком: вам надо помогать понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял.

Эти передачи увлекают маленького зрителя тем, что он часто видит на голубом экране среди участников передач своих сверстников, приглашенных в телестудию. И ребята, которые сидят у экранов телевизоров становятся тоже как бы участниками происходящих событий. Вопросы, обращенные к детской аудитории, маленький зритель воспринимает как вопросы, относящиеся непосредственно к нему самому. Ответы детей, сидящих в телестудии, подбадривают его, он с интересом следит за действиями своих сверстников и сам активно включается в действие на экране.

С большим удовольствием дети слушают, как играют взрослые в семье на фортепиано, баяне, скрипке, и сами стремятся научиться играть. Это желание нужно поддерживать, создавая все условия для того, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к занятиям в школе, в музыкальной школе, студии.

В семье нужно создавать благоприятную обстановку для самостоятельной музыкальной деятельности ребенка - чтобы он мог самостоятельно музицировать, играть несложные мелодии с показа взрослого, подбирать полюбившиеся песни, петь.

Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты - великолепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Известно, что уже у ребенка преддошкольного возраста большая тяга к музыкальной игрушке. Малыш тянется ко всему тому, что издает звук, - к погремушке, свистульке, детскому органчику и т.д. А дети дошкольного возраста 5-6 лет могут уже сами играть на детских музыкальных инструментах.

Какие же музыкальные игрушки и в каком возрасте можно рекомендовать?

Это, прежде всего, модели музыкальных инструментов - неозвученные. Эти игрушки для самых маленьких. Ребенок, "играя" на "немой" клавиатуре, напевает любимую песенку, мелодию.

Есть игрушки, изображающие животных и подражающих их голосам. Они полезны тем, что дети учатся различать звуки по тембру (кто это: кошка или собака, корова? И т.д.), по высоте {маленький Петушок - высокое звучание, большой - низкое). В игровой форме эти задания подводят ребенка к различению звука по высоте и тембру. Эти игрушки можно давать детям младшего дошкольного возраста.

Можно также рекомендовать такой вид игрушек, как инструменты со звуком нефиксированной высоты {бубен, погремушки, барабан и т.д.), и инструменты с точным по высоте звуком (звук один и тот же - дудочка, треугольник, рожок и т.д.). Играя с этими игрушками, ребенок может комбинировать различный ритмический рисунок.

Но есть еще игрушки, которые представляют собой настоящую озвученную модель музыкальных инструментов, построенных на определенном звукоряде. Это так называемые детские музыкальные инструменты: металлофоны, цитры, аккордеоны "Мелодия-26", флейта, триола, пианино и т.д. Последний вид игрушек - игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальный конструктор и т.д.). Эти игрушки - материал для организации настольных музыкально-дидактических игр, во время которых дети тренируют звуковысотный слух, музыкальную память, чувство ритма.

Д.Б. Кабалевский в одном из своих докладов приводит такой пример: "Как-то, приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочку, её мать спросила: "Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у неё для этого достаточные способности?". Вместо ответа учительница задала свой вопрос: "А вы не спрашивали у преподавателей физики, географии, истории, есть ли у вашей дочери способности к физике, географии, истории? Вас ведь не удивляет то, что она будет изучать в школе все эти предметы, хотя, возможно, не станет ни историком, ни географом, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, ни географ, должны заниматься только избранные, особо одаренные дети?!".

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok