Размер шрифта: A A A
    Изображения Выкл. Вкл.
    Цвет фона Ц Ц Ц
обычная версия
Главная Образовательные стандарты

Консультации для педагогов

Консультация на тему:

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования»

ВВЕДЕНИЕ.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Один из главных вопрос настоящего времени в области дошкольного образования –  зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

До вступления нового закона в силу, в дошкольных учреждениях действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Принципиальное отличие стандарта от ФГТ заключается в том, что в нем устанавливаются еще и требования к результатам.

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе – на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Однако самыми первыми изменения почувствуют сотрудники дошкольных организаций.

Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.

Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. Многим садам придется очень многое менять, а для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей – к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т.п.— наиболее детально прописаны в стандарте.

Также очень важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ. Дошкольную программу нельзя унифицировать даже в небольших странах, а в России в силу большого национально-культурного разнообразия это тем более недопустимо.

Кроме того, существуют законы развития, связанные с возрастом ребенка. Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. По мнению психологов, индивидуальная норма для дошкольного возраста гораздо более вариативна, чем для взрослых. Необходимо обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам надо уметь работать.

Кроме того, семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций будет строиться система подготовки педагогов, институты повышения квалификации будут перестраивать свои учебные программы. Это очень важно для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.

Обновления в системе дошкольного образования связаны не только со стандартизацией, в частности, в соответствии с законом об образовании должны появиться «Квалификационные характеристики педагога дошкольного образования», причем ФГОС дошкольного образования может стать одним из оснований для этого документа.

В этом году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования. Был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, разработка которого велась с начала года.

Наступает время перемен в системе дошкольного образования!

ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Идеологические и методологические основы ФГОС ДО.

Последние три года детские сады России пытались выстроить свою работу в соответствии с федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы. Сначала казалось, что изменения коснутся только образовательной программы учреждения, поэтому все усилия были направлены на разработку данного документа. Но, постепенно, по мере изучения ФГТ пришло понимание, что во главу угла поставлен весь образовательный процесс, именно он должен был претерпеть серьезные изменения. И если сравнить деятельность детского сада сегодня с тем, что происходило три года назад, можно констатировать, что мы стали работать по-другому.

Но «неожиданно» для педагогической общественности выходит проект нового документа – стандарта дошкольного образования. Первая реакция – паника. В интернете появились высказывания воспитателей о том, что только-только пришло понимание ФГТ, переориентировались с разделов программы на 10 образовательных областей, стали называть занятие непосредственно образовательной деятельностью, как все приходится начинать сначала. Для чего стандарт, чем он грозит благополучному существованию детского сада?

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разрабатывался Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Министерством образования и науки Российской Федерации была создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.

После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

  1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
  2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
  3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.

Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО.

Нормативно-правовые документы, которые лежат в основе ФГОС ДО принимались на протяжение 15 лет. Это документы трёх уровней.

  1. Международное право: Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка ратифицированы в нашей стране. В этих документах поставлена ответственность за образование ребенка, за защиту прав ребенка на образование и ответственность родителей за образование ребенка.
  2. Федеральный уровень: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании РФ», семейныё кодекс РФ. В эти документы были добавлены 6 статей, которые называются «Права и обязанности родителей».

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей определены в ст. 63 СК РФ. Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав. Причем родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление СК ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК), семейно-правовой (ст. 69, 73 СК); уголовной (ст. 156 УК).

В СК не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют предписания морально-нравственного, идеологического характера. Содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей не раскрывается. В ней лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, а каким образом осуществлять эту заботу - решают сами родители.

Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (п. 1 ст. 18 Закона об образовании).

  1. Уровень общего образования. Дошкольное образование впервые признано первым уровнем образования. Это свидетельствует о признании периода дошкольного детство на законодательной основе. Переход на первый уровень образования является ответственным. Деятельность дошкольной организации строится на основе стандарта образования.

Концептуальные подходы к разработке ФГОС ДО.

Прежде всего, стандарт - это документ, который описывает государственную гарантию. Значение стандарта состоит в том, что сейчас, в отличие от прежнего времени, возникла ситуация, когда государство обязано найти гражданину какой-либо вариант дошкольного образования. До 1 сентября 2013 года такого обязательства юридически не было, с 1 сентября появился новый статус дошкольного образования.

Стандарт задает уровень дошкольного образования как значимый с точки зрения своих задач и своих результатов. Это документ, учитывает то, что каждое учреждение имеет свою собственную программу, специфичную для той местности, где оно находится, тех родителей, которые туда пришли, те индивидуальные потребности граждан, которые сложились непосредственно применительно к этому образовательному учреждению.

Новый закон «Об образовании» задаёт невиданное в мировой практике разделение между задачами «дошкольного образования» (финансируемого государством)  и «ухода и присмотра за детьми» (за что, по умолчанию, предполагается родительская плата). Если убрать из задач реализации основной программы дошкольного образования всё, что каким-то образом можно отнести к «уходу-присмотру», то это увеличит стоимость традиционного детского сада для родителей. И сделает дошкольное образование уже по- настоящему малодоступным. Потому приоритетной задачей разработчиков дошкольного стандарта стало такое определение его требований, чтобы финансирование осталось хотя бы на прежнем уровне, а финансовая нагрузка на родителей не выросла непомерно. Ни перед одним другим стандартом такой задачи не стояло.

В первом варианте проекта указывалось, что образовательная программа должна охватывать все время пребывания ребенка в детском саду. Но уже последний проект определяет временные рамки: 65 – 80% времени отводится образовательной деятельности, и, соответственно присмотру и уходу – от 20 до 35% (за исключением круглосуточных групп)

Психологические основы стандарта дошкольного образования.

Во-первых, это целостное представление о ребенке дошкольного возраста. В разное время приоритетными направлениями дошкольного образования являлись то формирование знаний, умений, навыков, то развитие психических познавательных процессов, то интегративные качества, хотя цель была одна – целостное развитие личности дошкольника. Хочется подчеркнуть, что отдельные представления о каких-то характеристиках дошкольника все-таки не могут способствовать развитию ребенка. Особенно пресловутые ЗУНы. А ведь это тот фундамент, на котором всегда строилось дошкольное образование. В результате, мы более-менее умеем учить ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию.

Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей этого возраста. Сейчас делаются попытки выделить особые образовательные цели и задачи применительно к дошкольному воспитанию. Нередко эти попытки страдают дидактизмом. Любому воспитателю понятно, что, например, такие навыки, как умение завязывать ботинки или самостоятельно вытирать нос, должны относиться не к области присмотра за ребенком, а быть неотъемлемой частью его образования. Однако в программах мы видим только задачи по образовательным областям, задачи, направленные на освоение детьми жизненно значимых навыков в программах не рассматриваются. Дошкольное образование качественно отлично от школьного, и не должно ему уподобляться! Знания должны быть средством, а не целью дошкольного образования

Второй составляющей психологической основы стандарта является представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря об этом, имеется в виду, что систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.

Любой человек, особенно ребенок дошкольного возраста, учится не только и не столько на занятиях. Поэтому дошкольное образование предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша. В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию и просто окажется бесполезной, если не откровенно вредной. В качестве иллюстрации можно вспомнить стихотворения А. Барто о мальчике, который был «воспитанным» и, «отняв у младших мячик, он их благодарил», или медведя, который перед знакомыми снимал шляпу, «а незнакомым наступал всей пяткою на лапу». Это результаты обучения, вырванного из целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

Программа, способствующая развитию дошкольника, должна охватывать всю его жизнедеятельность, а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий, который обычно предлагают ребенку в детском саду.

Третье психологическое основание касается представлений об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников.

Часто приходится слышать жалобы на то, что тот или иной ребенок странный, отличается от других детей и т.п. При этом взрослые легко прощают свою непохожесть на других самим себе, часто даже гордятся этим и никому в голову не приходит обраться к врачу или психологу, чтобы стать более похожим на других. Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Более того, чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективно дошкольного образование.

Такой подход к пониманию развития в дошкольном возрасте может снять целый ряд теоретических проблем и практических трудностей. То, что хорошо для одного ребенка (система обучения, похвала, способ оценки и поощрения и т.п.), совсем не годится для другого.

Итак, развитие и совершенствование системы дошкольного образования должны основываться на трех выделенных выше моментах. Это целостное представление о ребенке дошкольного возраста, представление о его целостной жизнедеятельности, представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.

Следует отдельно подчеркнуть, что если говорить о психологической основе стандартов дошкольного образования, то основная их линия должна касаться организации целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Сюда входят и работа с родителями, и организация жизни ребенка в детском саду, и ориентация его работы на взаимодействие с другими учреждениями образования и культуры: библиотеками, клубами, школами и т.п.

Можно выделить три условия, при которых эта линия может быть реализована.

Первое условие связано с тем, что развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка. Можно без преувеличения сказать, что учреждение и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа на самом деле должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей. Если в процессе роста и развития ребенка не создать условия для целенаправленного развития его родителей, то малыша можно научить решать те или иные задачи, но никакого отношения к культурному развитию это иметь не будет.

Родители не просто отдают ребенка в детский сад, они сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения. Это позволяет родителям взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понимать его, надлежащим образом общаться и взаимодействовать с ним.

Второе условие касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится спонтанно. Дошкольник учится тому, что он считает нужным и интересным. Например, он рисует картинку, на которой должны быть машина или человек, но рисовать их он еще не умеет. Он будет делать все возможное и даже больше того, чтобы научиться рисовать машину или человека. Он сам будет подходить к взрослому с вопросами, будет просить показать ему, как рисуется машина, и т.д. Такое обучение будет носить спонтанный характер.

Конечно, не следует сидеть и ждать, когда ребенок захочет научиться рисовать машину, писать буквы или решать задачу. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения. В этом случае с одной стороны будет реактивное обучение, идущее от взрослого, который учит малыша, однако с другой, внутренней стороны это будет спонтанное обучение, поскольку оно лежит в русле интересов ребенка. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка. Ориентация на спонтанное обучение предполагает, что педагог должен не только и не столько научить ребенка (это вторая задача), сколько сформировать у него мотивы обучения.

Третье условие тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде. Его тесная связь с первым условием определена тем, что без активного участия семьи ребенка нельзя обеспечить ни становления игры, ни ее полноценное развитие. Одновременно нельзя построить систему спонтанного обучения дошкольников вне ее тесной связи с игрой.

Существует ошибочное мнение о том, что создание условий для развития игры означает, что ребенок будет только играть, и не будет ни учиться, ни готовиться к школе. Дело в том, что сама психологическая готовность к школьному обучению в значительнейшей мере возникает в игре. Помимо этого, постановка игры в центр образовательных программ для дошкольников предполагает использование игровых форм обучения. Правда, игровые формы обучения могут быть использованы лишь тогда, когда ребенок научился полноценно играть.

Стандарт не рассматривает дошкольное детство как подготовку к школе. Иначе получается,  что дошкольное детство – это подготовка к школе. Школа – к ВУЗу, ВУЗ – к работе, работа – к пенсии, а пенсия - … Никакие знания, умения, навыки при всей их важности не должны выходить в стандарте на первый план. Однако стандарт  не отбрасывает познание и обучение как таковое. Речь идет о том, что познание не становится самоцелью, а входит через ворота ведущей деятельности с учетом возрастной специфики этой ведущей деятельности и зоны ближайшего развития как со сверстниками, так и со взрослыми.

1.1.    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании РФ» от 29.12.2012

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»  № 273 от 29.12.2012 г. направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) и для дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым "общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе

В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться». А не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы «б», поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе.

Разработчики стандарта делают акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти  образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие
  • физического развития.

Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, катанием на самокате, санках, велосипеде, ходьбой на лыжах. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности.

Стандарт  учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.

Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что соответствует  п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании в РФ».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей.

С принятием нового закона «Об образовании» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС — такой же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т» (то есть требованиями к):

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Одно принципиальное ограничение: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми быть не должно. В закон «Об образовании РФ» была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования.

Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

ГЛАВА II. ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. «Дорожная карта» в сфере образования РФ.

30 декабря 2012 года правительство России утвердило план («дорожную карту») мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В ближайшее время регионы должны разработать собственные варианты «дорожных карт» – т.е. адаптировать рекомендации правительства для своих условий и согласовать их с Минобрнауки России. «Временем перемен» станут 2013–2018 гг.

До этого времени реформы образования касались в основном школы. « Дорожные карты» охватят всю сферу образования. И детские сады, и школы, и вузы (если учредитель – регион), а также учреждения среднего и дополнительного профессионального образования.

«Дорожные карты» субъектов должны соответствовать майским указам президента. Это значит, что среди задач – повышение зарплат работникам образования. Учителям школ – до средней по экономике региона, педагогическим работникам детских садов – до средней по общему образованию.

В целом «дорожная карта» дошкольного образования развивает идею, заложенную в новом законе «Об образовании»: дошкольное образование – не роскошь, а первый уровень образования. Развитие ребенка начинается не в школе, но раньше. Поэтому изменятся и требования к программам дошкольного образования. Все вновь открывающиеся программы для дошколят, государственные и частные, должны гарантировать определенный уровень качества услуг. Поэтому предполагается принять стандарт для дошкольного образования.

Новизна «дорожных карт» – в комплексном подходе. Школа уже прошла через ряд реформ, которые дошкольному, дополнительному и профессиональному образованию еще только предстоят.

«Дорожные карты»  – это инструмент, позволяющий обозначить приоритеты как образовательной политики конкретных субъектов Федерации, так и социальной политики государства в целом.

Первый и главный из этих приоритетов  –   увеличение зарплаты педагогов. Возрастут доходы педагогических работников дошкольного и общего образования, преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования. Зарплата преподавателей и научных работников аккредитованных муниципальных вузов тоже увеличится.

Второй важный приоритет «дорожных карт»  – доступность дошкольного образования.

Предполагается, что к 2016 году все дети от трех до семи лет, которые в этом нуждаются, смогут воспользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений. Один из способов достичь этой цели  – развитие негосударственого сектора и вариативных форм получения дошкольного образования.

Наконец третий важный приоритет  – увеличение количества детей, пользующихся услугами дополнительного образования. Предполагается, что к 2020 году их доля составит 70 – 75%.

Важно отметить: «дорожные карты» к этим трем направлениям не сводятся. Это просто ключевые приоритеты для ближайшего времени.

Но есть и другие направления, которые нужно развивать. Это, прежде всего, создание условия для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям новых ФГОС.

Дорожная карта – это некий план реализации того или иного намерения. Дорожная карта, создаваемая в соответствии с уточнением сроков финансирования объемов, параметров выполнения указов президента, которые дают определенные показатели, задают четкую временную рамку исполнения каждого поручения в рамках указа, должна быть выстроена очень тщательно и полностью обеспечивать достижения показателей в рамках указа и выполнения самого указа и поручений президента.

В последнее время очень часто говорят о качестве образования, звучит слово «эффективность». В чем заключается эффективность образовательного учреждения?

Эффективность образовательного учреждения можно трактовать как очень широкое понятие, потому что образовательное учреждение ведет очень большую деятельность, но в первую очередь, конечно, образовательную. На сегодняшний день образование понимаем в ключе социализации выпускника. Эффективное образовательное учреждение – это такое учреждение, которое дает наилучшие результаты с точки зрения социализации своих выпускников. Другими словами, оно таким образом реализует свою образовательную программу, чтобы выпускник школы максимально успешно адаптировался, выходя в социум, и нашел свое место в жизни.

Образовательная деятельность, которую ведет учитель, он выстраивает в соответствии с теми требованиями введения новых стандартов, которые происходят, и в связи с этим его деятельность строится несколько иначе, чем было раньше. Он так или иначе занимается вопросами развития индивидуальных способностей учеников. Безусловно, это развитие инициативности у детей, их способности к инновационной деятельности, это работа с одаренными детьми, это формирование каких-то новых проектов, исследовательских программ для своих учеников, вовлечение в новую форму деятельности, выстраивание учебной деятельности в несколько ином формате.

Необходимо, чтобы сам учитель разделял ценности образования, глубоко понимая, какова миссия образования в современном мире. Это важная компонента, но, к сожалению, на бытийном фоне она часто уходит в сторону.

Дорожные карты являются сводным документом для многих стратегических, тактических моментов, которые разрабатывались уже в прошлом году. Сюда однозначно войдет в полном объеме маршрутная программа по дошкольному образованию, программа модернизации и, самое главное, перспективы и приоритеты на дополнительное и профессиональное образование.

Сейчас каждый регион идет своим путем, на местах обсуждают вопросы о том, как они понимают этот документ. Такие обсуждения позволяют выработать унифицированные подходы, мнения, услышать друг друга и понимать, что беспокоит конкретный регион, а что беспокоит нас всех вместе.

Заключение.

Стандарт дошкольного детства - это стандарт поддержки разнообразия в детстве, который будет поддерживать варианты развития ребенка.

31 декабря 2013 года приказ МОиН № 655 закончил свое действие. С 1-го января 2014 г. вступил  в силу ФГОС ДО. Это не значит, что мы должны забыть ФГТ, переписать основную образовательную программу в соответствии с новыми требованиями немедленно. Введение стандарта будет постепенным. Уже сейчас разрабатывается дорожная карта перехода на новый стандарт, предусматривающая разработку и утверждение примерных образовательных программ, создание методического обеспечения, подготовку и переподготовку кадров, и еще множество важных шагов. Дорожная карта разрабатывается на федеральном уровне, потом она будет конкретизироваться на уровне региона, муниципалитета и, наконец, детского сада.

А что делать сейчас?

1. Изучать стандарт, выделяя в нем не только то новое, что нам еще предстоит освоить, но и то, что уже есть в нашей практике. Необходимо увидеть преемственные связи между ФГТ И ФГОС и всячески укреплять их.

2. Переосмыслить свой опыт с точки зрения основных положений стандарта.

3. Осваивать новые технологии взаимодействия с детьми.

Список литературы.

  1. А. Макарова. ФГОС дошкольного образования http://www.deti-club.ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-vliyanie-i-perspektivy
  2. Введение ФГОС ДО: «дорожная карта». http://ipk74.ru/virtualcab/norm/doshkolnoe-obrazovanie/vvedenie-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-dorozhnaya-karta
  3. Сайт Министерства образования и науки РФ. http://mon-ru.livejournal.com/59277.html
  4. Фадеева Е.М. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. http://komdetsad27.ucoz.ru/index/fgos/0-63
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Комментарии Татьяны Николаевны Дороновой. Федеральный институт развития образования г.Москва http://ipk74.ru/virtualcab/norm/doshkolnoe-obrazovanie/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-kommentarii-tatyany-nikolaevny-doronovoj

«Целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования»

Зам.зав. по УВР Калуцкая О.Л 

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ.  Принятие  Стандарта  приведет  к росту  социального  статуса  детства. А это  значит, что возрастет  социальный  статус, прежде  всего, самих детей, их семей, дошкольного  учреждения, воспитателей. Стандарт нацелен  на  создание  комфортных  условий  для  воспитания  ребенка и  на обеспечение  у него мотивации  к обучению, познанию и творчеству.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

  1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Способность выбирать  себе род занятий.
  3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
  4. Обладание чувством собственного достоинства.
  5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  8. Проявление творческих способностей.
  9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной  и мелкой  моторики).
  10. Способность к волевым усилиям.
  11. Проявление любознательности.
  12. Склонность к наблюдению, экспериментированию.
  13. Способность к принятию собственных решений.»

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ·ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ·ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ·ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ·ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • ·у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ·ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ·ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы  в детском саду были сформированы волевая  и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации  – игру, развлечение или познание?  Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов – что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей.

Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. 

ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

5.  …целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).

При реализации программы может приводиться oценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

В дошкольной педагогике любят  дифференцировать  детей на  сильные и слабые группы. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя.

Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно Стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.

В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход.

Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны выполняться требования, предъявляемые к реализации общей образовательной программы: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 года, № 1155.

2.Клитвина Татьяна Николаевна, [Целевые ориентиры по ФГОС ДО], (15.11.2013),http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/tselevye-orientiry-v-proekte-fgos

Каковы ключевые особенности ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный  подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей,  результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы  и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной  деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся  и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся. 

ЧТО ТАКОЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Что является основными целями ФГОС ДО?

  • обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
  • сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

  • поддержки разнообразия детства; 
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; 
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; 
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;
• предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
• Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

 Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.

 Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Консультация для воспитателей

«Реализация ФГОС до в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?

- требования к программе;

- требования к условиям;

- требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2) В чем уникальность Стандарта?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ

-Обеспечения безопасности;

-Толерантного отношения со стороны родителей;

-Снижение документооборота;

-Больше доступных образовательных программ;

-обучение счету и письму должно быть в школе;

- желание обучаться – курсы ПК

УЧИТЕЛЯ

- ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;

- послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ

- за раннее и ускоренное развитие;

- за образование отвечает государство;

- главное – здоровье детей;

- кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает :

1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.

2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года;

4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;

6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства:

-обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;

2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

ФГТ

2 группы требований:

- к структуре ООП;

- к условиям реализации ООП;

- 4 направления развития;

- 10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы;

20% - вариативная

ФГОС ДО

3 группы требований

- к структуре ООП;

- к условиям реализации ООП;

- к результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

Физическое развитие

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие ;

- социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;

- речевое развитие

60%- обязательная часть программы;

40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»

ФГОС ДО

3 группы требований

- к структуре ООП;

- к условиям реализации ООП;

- к результатам освоения ООП

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;

2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное условие – численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям:

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога:

- динамика развития интегративных качеств педагога;

- положительное отношение ребенка к детскому саду;

- высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы:

Основной результат – это социализация детей.

1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные)

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

  • Инициативность
  • Самостоятельность
  • Уверенность в себе
  • Воображение
  • Физическое развитие
  • Волевые усилия
  • Любознательность
  • Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития) ;

3) Педагогические кадры.

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.

Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня, жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.

Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok