Главная Образовательные стандарты

ПАМЯТКА

ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО

ФГОС

Единство образовательного пространства

  • Зона ближайшего развития
  • Индивидуализация образования
  • Образовательная область
  • Педагогическая диагностика

Основные понятия (ФГОС)

  • Зона ближайшего развития– уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
  • Индивидуализация образования– построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
  • Образовательная область– структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
  • Педагогическая диагностика– оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования
  • Самоценностьдетства– понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
  • Социальная ситуация развития– сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.

Базовые ценности

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

  • Личностно-развивающийи гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • Уважение личности ребенка;
  • Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

  • Индивидуализации  дошкольного образования;
  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержки инициативыдетей в различных видах деятельности;
  • Партнерства с семьей;
  • Приобщения детей к социокультурным нормам;
  • Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
  • Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

Задачи:

  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала;
  • Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей;
  • Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка...

Программа ДО (ФГОС):

  • направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
  • направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные, социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).
  • Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.(оценка качества образования?)

Образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие:

  1. присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  2. развитие общения и взаимодействияребенка с взрослыми и сверстниками;
  3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  5. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  6. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  7. формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

  • Развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

  • Владение речью как средством общения;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

  • Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Виды деятельности (ФГОС ДО)

Ранний возраст:

  1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
  2. Экспериментирование с материалами и веществами.
  3. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).
  4. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
  5. Рассматривание картинок.
  6. Двигательная деятельность.

Дошкольный возраст:

  1. Игровая.
  2. Коммуникативная.
  3. Познавательно-исследовательская.
  4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
  5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
  6. Конструирование из разного материала.
  7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
  8. Музыкальная.
  9. Двигательная.

Структура Программы:

  • Обязательная часть – не менее 60% от общего объема;
  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%

Структура образовательного процесса:

  1. Непосредственно образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных моментов).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах.
  3. Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

Дополнительный раздел Программы

Краткая презентация Программы:

  • Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной организации;
  • Реализуемые Примерные программы;
  • Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • Иные характеристики.

Требования к условиям реализации ООПДО

  • Психолого-педагогические условия
  • Кадровые условия
  • Материально-технические условия
  •  Финансовые условия

Психолого-педагогические условия

  • Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности;
  • Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

Оценка индивидуального развития детей

Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Результатыпедагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  1. Индивидуализация образования
  2. Оптимизация работы с группой

Психологическая диагностика

  • Используется при необходимости;
  • Проводят квалифицированные специалисты;
  • Только с согласия родителей

Основные компетенции педагогического работника:

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • Поддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути);
  • Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
  • Построение развивающего образования через;
  • Взаимодействие с родителями по вопросам образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной

  • Насыщенность среды
  • Трансформируемость пространства
  • Полифункциональность материалов
  • Вариативность среды
  • Доступность среды
  • Безопасность среды

Требования к результатам освоения ООПДО

  • Целевые ориентирыдошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
  • Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
  • Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач:

  • Аттестация педагогических кадров;
  • Оценка качества образования;
  • Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга;
  • Оценка выполнения муниципального задания;
  • Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Интегральные характеристики к началу дошкольного возраста

(к 3-м годам)

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Интегральные характеристики к завершению дошкольного возраста

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;
  • Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok